В древности кашей называли всё, что делалось из измельченных продуктов.
Упоминается даже каша из рыбы (лососевая, стерляжья, семужья), из гороха,
моркови, репы.
История крупяных блюд
начинается с эпохи первобытно-общинного
строя:
было начато собирательство посадок диких зерновых культур,
в первую
очередь ячменя и пшеницы (это эпоха палеолита и раннего
мезолита),
но самые ранние археологические находки зерновых культур
не
превышают по возрасту 19 тысяч столетий (каменный век, долина
Нила).
Люди вели кочевой образ жизни, переселялись с места на место,
чтобы
добывать себе пропитание, выжигались леса и высаживались зерновые на пепелищах
(подсечно-огневое земледелие). Земля повторно не обрабатывалась, а кочевники уходили
в другое место. Зерновые были объектом собирательства, также как и мёд диких
пчёл. Крупа или мука смешивались (запаривались) с мёдом и водой. Это- заваруха.
На Руси крупу не варили, а заливали горячей водой и запаривали.
Интересно заметить, что даже на свадьбе молодым можно было есть заваруху, пить -
только мёд, при сватовстве жених ездил к тестю «на кашу», а затем к тёще
«на блины». Даже окончание жатвы, молотьбы и др. отмечали крупяными блюдами. Готовили кутью на Рождество
Христово, её заваривали из гороха, пшеницы,
риса, обдирного ячменя, приправляя мёдом, подсолнечным маслом. У русичей
появилось новое блюдо - пожинки - каша для
праздничного стола. Вначале растапливалось масло, перемешивалось с ячменной
мукой и обжаривалось всё на огне, затем разводили горячей водой до необходимой
густоты (это обрядовая каша).
Из итальянской кухни пришла полента. Это блюдо из муки и воды -образец хлеба и
готовилось в начале из каштана и ячменя, крупяные продукты были основной
частью рационального питания человека.
Первоначально зёрна просто толклись в деревянной ступе, превращая в крупу, для
облегчения дробления и очистки их стали поджаривать. Большим успехом крупяная пища
пользовалась в армии и походах.
Более 15 тысяч лет существует основное блюдо - каша: с детства знакома поговорка «с ним
каши не сваришь», а что это значило для русичей: оказалось при заключении
мирного договора варили кашу и ели её вожди враждующих племён - каши не
сваришь, т.е. не помиришься, не сговоришься. Брачные пиры сопровождали
кашею, т.к. каша, зерно, крупа, считались символом домовитости. Невесту
осыпали зернами пшеницы, овса и ячменя и т.д.
В сказке Пушкина
полба у Балды - это сваренные целыми обмолоченные (плохо) зёрна полбяной пшеницы (растение между пшеницей и ячменём).
Со временем расширился ассортимент круп. К пшенице, ячменю и овсу добавилось пшено, затем
гречневая крупа. Привозным на Руси и дорогим стал рис, который стал поминальной
кашей - кутьёй.
Особое место разнообразные каши имели в монастырской кухне, их разрешали в любые дни
(постные каши). Упоминаются каши с грибами, толокном, каша на ухе, горох, чечевица, каша с
сыром, ягодами, изюмом.
Жидкое тесто,
разведение в воде муки или крупы представляло похлёбку,
а когда
она высыхала, появился прототип хлеба. Но выпечка хлеба в
дальнейшем и варка каши не
сделали их более полезными, т.к. термическая
обработка уменьшает количество витаминов и
питательных веществ.
|